Арттерапия –дополнительный метод реабилитации задержек разв

Арттерапия - один из мягких методов практической коррекции психики ребенка. Арттерапия помогает ребенку как бы понарошку пережить его проблемы,конфликтные и тяжелые ситуации. При этом ребенок не травмирует свою психику. У него работает фантазия, он может выражать себя безгранично.

Потребность в применении креативных методах психокоррекции.

Работа с проблемными детьми – синдром Дауна,ДЦП,Аутизм,с задержкой психического развития- младшего школьного возраста показывает,что их обучение и воспитание должно быть построено специальным образом. Чтобы работа с этими детьми была эффективной, она должна быть специфичной: должны быть особый учебный план, программы,организационые требования,методики.

Успешное усвоение учебного материала детьми требует коррекционной работы по нормализации их деятельности, которая осуществляется на занятиях по ряду направлений,в том числе по напралению креативной терапии - сказкотерапии,арт-терапии,песочной терапии,телесно-ориентированной терапии,игротерапии и по другим методам.

Педагог создает условия,способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы,формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия; погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного водин ыбора способа решения,развитию самоконтроля - сравнение с образцом,возвращение к повторному осмыслению задания,аргументация самооценки,взаимооценка.

Ручной труд занимает особое место в упомянутых видах деятельности,так как значительная их часть –это деятельность по наглядно-предметному образцу,что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы.

Однако нельзя забывать , что при всей привлекательности креативных методов,они являются дополнительными к основным-медицинским методам реабилитации задержек развития.

Арттерапия - один из мягких методов практической коррекции психики ребенка. Арттерапия помогает ребенку как бы понарошку пережить его проблемы,конфликтные и тяжелые ситуации. При этом ребенок не травмирует свою психику. У него работает фантазия, он может выражать себя безгранично. По мнению ученых,творчество – это совершенно естественный процесс для ребенка, который еще не отошел окончательно от примитивных форм общения. Ребенок выдавливает в объект творчества свои страхи, комплексы, а также иные отрицательные чувства.

Арттерапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков и способствует приобретению элементарных зна.ний и навыков в областях,близких к искусству

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии —одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества

Арттерапия, направлена на коррекцию личностного развития. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды артгерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции,дополняя и обогащая развивающие возможности игры.


Актуальность выбранной темы

Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития направлена на психологическую помощь воспитанникам в корректировке их поведения, развитии и становлении качеств личности, в развитии чувства внутреннего контроля, в развитии способностей, в устранении социальной и педагогической запущенности.

При диагностике психического развития детей часто встречаются случаи недоразвития двигательной сферы. Это может быть связано с физиологической незрелостью моторной зоны коры головного мозга, а также с отсутствием социального опыта игровой деятельности. Психологам известно, что любая специально организованная, направленная деятельность способствует функциональному созреванию мозговых структур (функция формирует орган), развитию мыслительных операций.Следовательно, развитие интеллекта напрямую связано с развитием координации движений и ручной моторики.

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей,отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, снижается тревожность, а также формируется учебная мотивация через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента (воспитанника) и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание,память,восприятие, мышление.Именно эти мозговые функции часто недостаточно развиты у умственно отсталых детей и у детей с ЗПР ,по причине органической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы. Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить, говорить), а из – за повреждения коры головного мозга и отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий и неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости. Чем менее адекватными состоянию детей были условия микросоциальной и микропедагогической среды, чем длительнее они находились в них, тем более выражены и стойкие трудности в развитии.

В связи с этим возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами»,предназначенной для учащихся с диагнозом - задержка психического развития и умственная отсталость. Эта программа обеспечивает психокоррекцию личности,коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики,умеют логически рассуждать,у них достаточно развита память,внимание,связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря,идут тончайшие ручейки , которые питают источники творческой мысли.

В нашем центре ,с 2014 г. с детьми проводятся занятия,на которых логопеды и психологи практикуют упомянутые выше программы психической коррекции через творчество.

Родители этих детей воочию наблюдают,как их дети приобщаются к процессу творчества выраженном в играх,в рисунках в лепке и т.д.Некоторые из рисунков приведены на сайте.



Ионова Т.П. логопед дефектолог
Колесникова О.Е. психолог


Вернуться к списку статей